Незадолго до премьеры второго сезона сериала о вампирах в советской социальной иерархии Кинопоиск предложил актерам представить, как их герои выглядели бы в образах классических кровососов Брэма Стокера, а также поговорил с ними об эволюции персонажей, школьной жизни и о том, где могли бы прятаться вампиры сегодня.
Лето в пионерском галстуке закончилось, началась суровая школа жизни — по такой траектории развивается сюжет вампирского сериала в позднесоветском сеттинге по роману Алексея Иванова «Пищеблок». Первый сезон приключений Валерки Лагунова (Пётр Натаров), разоблачавшего зло, маскирующееся под благостного ветерана (Сергей Шакуров), окружающего себя юными пиявцами, был экранизацией книги Иванова режиссером Святославом Подгаевским. Эдуард Бордуков, взявшийся за куда более мрачное продолжение, вместе со сценаристами домыслил развитие героев уже без литературного первоисточника. При полном благословении писателя, конечно же.
Действие первого сезона «Пищеблока» закончилось с мощнейшим заделом на сиквел. Валерка Лагунов, пытаясь спасти друзей-пионеров от хтонического зла, в итоге сам подвергся его влиянию и теперь борется с окончательным превращением в вампира. На смену идиллическим пейзажам пионерлагеря пришла типичная советская школа 1983 года, в которой его ждет совсем другой, более жесткий опыт. Будто этого мало, в городе, где древнему злу затеряться еще проще, появился новый, еще более могущественный вампир.
Ну и как с этим планирует справляться Валерка? Пётр Натаров, только что закончивший позировать перед фотографами в готичном жабо и еще не смывший вампирский грим, отпивает чаю из принесенного термоса и объясняет хитрость вампирских ритуалов, позволивших выиграть шанс на возвращение человечности. Дело в том, что в вампирской иерархии стратилатом, то есть тем, кто порождает своими укусами пиявцев (которых в конце года сжирает), становится только тот, кто после обращения выпивает человеческую кровь. Валерке все то время, что он живет полукровкой, удается этого избежать. «Не могу вдаваться в подробности, но мой герой за три года повзрослел лет на десять, ведь методы, которые он использует, чтобы не обратиться, мягко говоря, не очень гуманные», — рассказывает Натаров.
Самому актеру этим летом поступать в университет, а тут еще эта неопределенность с баллами по ЕГЭ за сочинение, так что сыграть тревожного старшеклассника, несущего на своих плечах мрачный груз, наверное, было несложно. При этом, уточняет Петя, Валерка из первого сезона был ему куда ближе, поэтому можно было играть по Станиславскому, то есть себя в предлагаемых обстоятельствах.
Во втором этот метод не работает — герой становится сложнее, так что добавлять от себя нечего, ведь сам Натаров не борется с внутренней тьмой. Не говоря уже о том, что опыт школы он вспоминает с теплотой: «Не знаю, это мне так повезло или дело в нынешнем поколении, но у нас не было ни иерархий, ни хулиганов-ботаников, мы все отлично ладим и сегодня». Актеру приходилось вдохновляться другими вампирами, но в крайне гомеопатических дозах, ведь велик был риск пережать или недожать.
Если в первом сезоне образцовые пионеры-пиявцы были отличной метафорой коллективного конформизма, а Валерка отчасти был этаким расшатывателем системы, то теперь ему самому приходится маскироваться под окружающую действительность, примеряя на себя опыт удобного гражданина. Где бы затерялся вампир в 2023 году?
«Думаю, главная задача вампира, — отвечает Натаров, — в том, чтобы круг подозреваемых всегда был предельно широк, а ты не был заметен, поэтому будь я вампиром сегодня, я бы стал дворником».
Героиня Ангелины Стречиной, вожатая Вероника Несветова, тоже изрядно преображается к 1983-му. Убедившись в первом сезоне, что любовь способна побеждать даже жажду крови, ко второму она подходит с осознанием, что такое быть взрослой. «В 20 лет жизнь становится совершенно другой, уровень ответственности возрастает, и ты понимаешь, что теперь все зависит от тебя самого», — говорит Стречина, которая к своим 27 годам сама ощутила, что такое бездушно работающая система.
«Я любила учиться и ботанила, но меня ужасно расстраивало каждый раз, что тебе никогда толком не говорят, зачем ты что-то делаешь, а отвечают „потому что так надо“, хотя работа учителя — это объяснять», — вспоминает актриса, которой уже почти час укладывают волосы для ее демонического образа на фотосъемке (но оно того стоит!).
Лучшим коучем для Ангелины оказалась мама, которая объяснила, что сомневаться, задавать вопросы себе и окружающему миру — это нормально. «Когда я была в депрессии после окончания театрального института, состоялся диалог. Она спросила, чего я хочу, а я ответила, что самолет. „А что нужно для самолета?“ — „Много денег“. — „А как их заработать?“ — „Нужно, чтоб меня утверждали“. — „А как получать роли?“ — „Много читать, смотреть кино и работать“. — „Вот и сиди, смотри“».
Мама оказалась права. От первого сезона Ангелине досталось понимание, что быть вампиром иногда означает внутреннюю молодость, которая отражается и во внешности. Возможно, в этом Стречина, не поддерживающая связи с однокашниками, убедилась, когда в одной из очень серьезных женщин в толпе разглядела бывшую одноклассницу и в очередной раз поняла, что, вырвавшись из системы, поступила правильно.
Впрочем, можно не быть аутсайдером в школе, а проходить по категории «хороший, правильный парень», как Даниил Вершинин и его герой Игорь Корзухин, и при этом не терять себя. Смущенно улыбаясь в кресле гримера, он вспоминает школьный опыт и говорит, что всегда активно участвовал во всех коллективных действиях, но индивидуальности не растерял. Корзухин, как и опекаемый им герой Пети Натарова, вынужденно и болезненно взрослеет из-за событий в конце первого сезона: «Он все так же помогает Валерке, только теперь бороться со своей зависимостью, а еще он становится сильнее и мужественнее из-за всех событий, которые свалились на них обоих за три года». Правда, бороться с самим собой придется и Корзухину, которого ждет масса испытаний.
Тему болезненного взросления и молодости, сосуществующей с внутренней мудростью, олицетворяет новая для сериала героиня Ксении Трейстер. В платье, выбранном для нашей съемки, она напоминает героиню Кирстен Данст из «Интервью с вампиром» — юная внешне и по паспорту (ей 21 год), но рассуждающая как человек с большим жизненным опытом. Может, дело в том, что не менее тяжелое десятилетие в экспресс-режиме она уже прожила в сериале о 1990-х «Мир! Дружба! Жвачка!», из которого пришла в «Пищеблок»? Ответа нет. Непонятно пока и то, кто ее загадочная героиня во втором сезоне.
«Она таинственная девочка, и при всей своей подростковости она самодостаточна и с двойным дном. С одной стороны, она одиночка, а с другой — может легко найти контакт с людьми. Она не стесняется говорить, что думает, и не боится кого-то задеть».
Не рискуя выдать спойлер, Трейстер добавляет, что прямолинейность ее персонажа — девочки, живущей с бабушкой — обусловлена ее прошлым. В любом случае, ни к советским, ни к современным вампирам у нее симпатии нет. «Я вообще, кстати, не считаю вампиров романтичными. Они же следуют своим страстям и своей жажде власти и крови. Мне кажется, романтическим вампир может стать, только если он отличается от своих же соплеменников — осознает свое проклятье и пытается с ним справиться», — описывает идеального кровососа актриса.
Концепцию вампира, способного обернуть сверхспособности во благо, поддерживает еще одна дебютантка «Пищеблока» — Равшана Куркова. Она играет директрису школы, в которой развернется действие второго сезона сериала.
«Мне кажется, современный вампир мог бы, например, скрываться где-то в медучреждении, где он имел бы доступ к донорской крови, насилие бы считал неприемлемым и старался работать во благо других людей», — рассуждает Куркова.
Вампиры «Пищеблока», притаившиеся во вверенном ее героине образовательном учреждении, безусловно, не такие и куда более жестокие. Впрочем, и героиня Курковой в достаточной степени серьезно настроена, чтобы всему этому противостоять: «Она жесткая, очень структурированная, и на ней огромная ответственность за тех, кого она опекает». Однако, судя по тому, как все участники нашего разговора осекались, ссылаясь на возможные спойлеры, новое инфернальное зло, которое должно прийти на смену Серпу Иванычу, поставит под вопрос, кто кого должен опекать и спасать.
Автор: Григорий Туманов
Команда фотопроекта
Фотографы: София и Полина Набока
Стилист: Тамара Рамазанова
Ассистенты стилиста: Татьяна Вастеева, Александра Кособреева
Визажист: Ольга Арманд
Ассистент визажиста: Герман Безносов
Стилист по волосам: Юлия Логвинова, Александра Брунова
Продюсер: Ольга Саватеева @TAYAT
Ассистент продюсера: Елизавета Шелабина @TAYAT
Арт-директор: Евгений Николаев
Фоторедактор: Валя Моторина
Верстка: Серёжа Яворский